Реклама

Рыночные отношения, стремительно вошедшие в российскую действительность, сыграли дурную шутку со строительством бесплатного жилья — его практически не стало (отдельный пример Москвы и нескольких других крупных городов не в счет). Однако последние три года на правительственном уровне озвучивается цифра строительства более 30 млн кв. м жилья в год. Так где же оно, это жилье? Почему встали, а то и просто расформированы жилищные очереди? Почему в некоторых городах и поселках за последние 15 лет не введено ни одного нового дома? Где они, эти миллионы, которыми так гордится Правительство и Госстрой?Все дело в том, что нечем гордиться — государственные органы не имеют к этому жилью почти никакого отношения. Строительный комплекс приватизирован, государство ушло с жилищного рынка и практически бросило своих граждан, потому что объемы строительства государственного жилья на самом деле сократились не в два, а более чем в десять раз. Цифры говорят сами за себя: 40% нынешнего жилья люди строят на свои деньги по индивидуальному заказу. Значит, из 36 млн остается 21-22 млн кв. м. Москва, Московская область и Санкт-Петербург вместе строят еще 9 млн кв. м — остается 13 млн кв. м на все 85 регионов Российской Федерации. Из этих 13 примерно 4 млн кв. м. — элитное жилье для наиболее богатых слоев населения. Остается 9 млн. А если мы сюда добавим Татарстан, Башкирию, Астраханскую и Самарскую области, где строится около 1 млн кв. м, то оказывается, что на остальные регионы Российской Федерации многоэтажных домов для очередников, врачей, учителей мы строим всего лишь 5-б млн кв. м. Нечем гордиться!Да, государство пыталось искать решения жилищной проблемы — так родилась федеральная программа «Жилище» , на которую ежегодно выделялось и выделяется около 14 млрд федеральных рублей в год. Много это или мало?Стоимость одной средней квартиры для среднестатистической семьи по социальным нормам — 600 тысяч рублей, то есть в год за счет федерального бюджета в среднем 25 тысяч семей могут получить новые квартиры. А только в очередях стоит четыре миллиона! То есть государство на самом деле никаких обязательств перед своими гражданами не несет — только нынешних очередников такими темпами оно будет обеспечивать 160 лет! 06 остальных же гражданах России, 80% которых в той или иной степени нуждается в улучшении жилищных условий, даже и речи до последнего времени не велось.Такие объемы государственного строительства ни в коей мере не способствуют ни сохранению, ни воспроизведению жилищного фонда — а ведь в любой развитой стране жилая недвижимость вне зависимости от формы собственности составляет не менее 30% ВВП. Такие мизерные объемы никоим образом не могут повлиять на формирование, а тем более развитие цивилизованного рынка жилья, поскольку это жилье никто и не собирается продавать — в нем живут люди.В программе «Жилище» есть золотые слова о привлечении внебюджетных источников финансирования для строительства жилья. И это правильно! Только масштабные инвестиции способны повлиять на этот сектор экономики. Но если в «Жилище» социальная защита граждан в виде государственных жилищных сертификатов и адресных целевых субсидий прописана достаточно полно, все, что касается привлечения внебюджетных источников финансирования, носит декларативный характер — ничего не говорится ни о механизмах привлечения, ни о необходимых объемах этих инвестиций, не говоря уж о защите прав и законных интересов инвесторов. То есть государство, уйдя с этого поля, не сформировало механизмы, которые могли бы вовлечь внебюджетные источники финансирования в жилищную сферу.

Однако сегодня уже понятно, что надо делать. Есть система ипотечного жилищного кредитования — совокупность механизмов, обеспечивающих согласованное развитие рынка жилья и ипотечного кредитования населения. Она — не панацея, но один из реальных выходов российских граждан из жилищного тупика.

You May Also Like